Ford
Model T (также известная, как "Жестянка Лиззи") — автомобиль,
выпускавшийся Ford Motor Company с 1908-го по 1927-й годы. Обычно он
рассматривается в качестве первого доступного автомобиля, выпускавшийся
миллионами экземпляров, который "посадил Америку на колёса". Это стало
возможным в том числе благодаря нововведениям Форда, таким как
применение сборочной линии вместо индивидуальной ручной обработки, а
также концепции выплаты работникам заработной платы пропорционально
стоимости автомобиля. Первый автомобиль Model T был построен 27 сентября
1908-го года на заводе Пикетт в Детройте, штат Мичиган.
Вопреки
существующему мнению, Model T отнюдь не был маленьким и примитивным
автомобилем: несмотря на действительно максимально упрощённую для
массового производства конструкцию, по комфорту, простору и оборудованию
он не уступал остальным автомобилям своего времени, а по размеру
принадлежал к современному среднему классу (колёсная база 2540 мм).
Именно от Ford T ведёт своё начало специфическая американская школа
конструирования автомобилей. В Европе автомобили, размером сравнимые
Ford T, сформировали впоследствии лишь небольшую часть автопарка, в США
же этот класс автомобилей до сих пор является основным.
Автомобиль
был снабжён четырёхцилиндровым двигателем рабочего объёма 2,9 л.(2893
куб.), двухступенчатой коробкой передач планетарного типа. В особенности
конструкции автомобиля также входили такие нововведения, как отдельная
головка блока цилиндров и педальное переключение передач.
Когда появилась Model T,
большинство автомобилей в США стоили от 1100 до 1700 долларов.
Фордовский T сначала стоил всего 825—850 долларов, то есть чуть ли не
вполовину дешевле среднего автомобиля и почти на треть ниже стоимости
самого дешевого в 1908—1910 годах. А для тех лет 400 долларов разницы —
огромные деньги. В среднем работающий в США получал тогда 100 долларов в
месяц. В 1916—1917 годах продано 785 432 машины по цене, сниженной до
350 долларов.
Модель
T была ещё и первым всемирным автомобилем, то есть, выпускавшимся
параллельно во многих странах мира. В частности, филиалы Форда имелись в
Германии, Великобритании, Франции, Австралии и других странах.
Всего было выпущено 15 млн 175 тысяч 868 автомобилей Ford Model T