В
каждой стране есть автомобиль, ставший народным героем. В Австралии такой машиной стал Holden FJ.
Особо проникшиеся симпатией к всенародным любимцам часто стараются
воздать им должное. Одни реставрируют «старичков» до оригинального
состояния, другие переделывают их до умопомрачения...
Нашлись такие люди и в компании Holden, австралийском отделении
General Motors. Но возможностей у них было больше, поэтому они не стали
возиться с антиквариатом, а построили по его мотивам новый автомобиль.
Так непритязательный работяга FJ превратился в пурпурного стилягу с
созвучным именем Holden Efijy.
Переливающаяся на калифорнийском солнце 5,2-метровая сухопутная
баржа придумана Ричардом Ферлаццо, главным дизайнером австралийской
марки. Первые рисунки ретрокупе он в качестве развлечения сделал еще в
1989 году?— что еще мог нарисовать «для души» такой фанат «хот-родов»,
как он? А первые макеты концепт-кара были готовы в 2003 году, к
пятидесятилетию модели FJ. Но в то время австралийцы занимались
подготовкой к производству седана Holden Commodore, так что воплощение
концепта «в металле», как объяснили мне создатели, пришлось отложить на
два года. Дебют Efijy состоялся на сиднейском автосалоне 2005 года, а в
2007-м посетители детройтского автошоу признали его лучшим концептом
выставки.
Внушительное купе без центральных стоек выполнено по всем канонам
кастом-строения, гласящим: длинее и ниже! Длины тут хоть отбавляй, Efijy
почти на метр длиннее старичка FJ и даже немного длиннее
представительского Мерседеса S-класса. «Лишняя» высота снята за счет
натянутой на короткие стойки крыши и пневматической подвески,
позволяющей буквально уложить машину на брюхо.
| | |
Первые наброски ретрокупе Ричард Ферлаццо
сделал еще в 1989 году — что еще мог нарисовать «для души» такой фанат
«хот-родов», как он? | Интерьер стилизован под 40-е годы, но под
завязку набит разнообразным хайтеком — словно в старой кинофантастике,
где паровоз соседствует с космической ракетой и лучевым оружием | Как получить стремительные пропорции? Сделайте двухдверную машину длиннее Мерседеса S-класса и немногим выше Porsche 911... |
| | |
Над пластиковыми макетами Efijy дизайнеры работали еще в 2003 году... | ... но работа над другими машинами — в частности, концептом Torana TT36 — отсрочила окончание проекта до 2005 года | Панели кузова сделаны из стеклопластика — это облегчило работу над машиной |
Налет ретрофутуризма концепту придают желтые светодиодные кольца в
фарах головного света, интересные рубиновые задние фонари и громадные
20-дюймовые полированные диски без прорезей. Венчает это произведение
коллективного творчества роскошная окраска — глубокий металлик, который
авторы назвали «Пурпурный Сопрано». С легендарным предшественником,
классическим Holden FJ, концепт роднит характерная решетка радиатора —
стремительному Efijy она придает дополнительную агрессию. «Наша машина —
это знак уважения дизайнерам, которые придумали те пышные формы, что
были в моде в сороковых — начале пятидесятых», — говорит Ферлаццо.
Все наружные панели автомобиля стеклопластиковые — это сильно
облегчило постройку машины. А покоится эта «рыбина» на удлиненном шасси
спорткара Chevrolet Corvette. Да-да, корветовская пространственная рама и
его же независимые подвески, где поперечные рессоры заменены
пневмоподушками. От него же восьмицилиндровый мотор и автоматическая
коробка передач, отнесенная к главной паре. Двигатель, кстати, тут не
вполне обычный. Этот шестилитровый small-block c наддувом построил Рон
Хэрроп, ходячая история австралийского автоспорта — гонщик и гоночный
инженер, сменивший множество команд. Джи-эмовцы говорят, что под капотом
Efijy 645 л.с. — в десять с лишним раз больше, чем у скромняги FJ. По
мне, хватило бы и трех сотен «лошадей»: все равно эта машина для
красоты! С красотой, кстати, у могучего мотора все в порядке: под
аллигаторным капотом блестят, словно зеркальные, клапанные крышки и
корпус компрессора.
Скопированная с Холдена FJ решетка радиатора придает концепту несвойственную исходнику агрессивность
Посетители сиднейского автосалона-2005 приняли концепт очень тепло,
да и американцы, которым такая эстетика по душе, оценили машину. Ричард
Ферлаццо говорит, что вся команда дизайнеров и инженеров творила «с
огоньком»: в кои-то веки можно и показать, что умеешь делать что-то
поинтереснее заурядных седанов и пикапов, и просто поработать в свое
удовольствие! Наконец, в команде полно любителей «хот-родов». Бюджет
проекта составил всего 250 тысяч долларов: многим подрядчикам настолько
понравилась идея концепта Holden Efijy, что они не стали брать деньги за
свои услуги. Тем не менее за руль четырехместного концепта нас не
пускают: по подъездным дорожкам виллы в Санта-Монике нас будет катать
сотрудник General Motors. Ну что ж, пусть так...
Да, братцы! Из-за низко расположенных кресел и высоченной оконной
линии мне едва видно, куда мы едем! И по звездам ориентироваться не
выйдет: стоит солнечный калифорнийский день. Осматриваюсь в салоне —
отделка современная, кожа и полированная сталь, но стиль интерьера
полувековой давности выдержан «на пять баллов». Руль со смешной ступицей
стаканчиком, перед глазами водителя единственный кругляш спидометра
(потом оказалось, что туда же встроен тахометр), центральная консоль
отсутствует как класс. Приглядевшись, замечаю: янтарный фон спидометра
слегка мерцает, словно шкала настройки на старинной радиоле Рижского
радиозавода. Наконец, вся верхняя часть салона — верх панели приборов,
дверных карт, полки под задним стеклом — выкрашена в цвет кузова, будто
тут и вправду по послевоенной привычке экономили на отделке. Почти все
управление бортовой электроникой вынесено на мониторчик, выезжающий
из-под панели приборов. Современный дисплей заключен в рамку со
скругленными краями, как на телевизорах «Юность». Чувствую себя героем
первых фильмов про Джемса Бонда: в одной из его машин так выглядела
навигация. И жалею, что не одел брюки-«дудочки», остроносые туфли и
яркий галстук «лопатой». Добро пожаловать в пятидесятые!
| | | |
Кресла установлены невероятно низко — пассажиру едва видно дорогу | На светодиодах выполнены не только «габариты», но и головной свет | 645-сильный small-block Chevrolet с компрессором — работа легендарного австралийского гоночного инженера Рона Хэрропа |
Из путешествия во времени я возвращался в аэропорт на взятом
напрокат скучнейшем седане Toyota Camry. По дороге размышлял о том, как
хорошо, когда и дизайнеры, и инженеры действительно увлечены тем, что
делают. Было бы любопытно посмотреть, каким вышел новый Holden
Commodore, созданный той же командой. Если эти парни вложили в серийную
машину хоть половину энергии, потраченной на Efijy, — автомобиль должен
получиться достойный...
Holden FJ вместе со своим предшественником, моделью 48-215, —
автомобили для Австралии эпохальные. Holden 48-215 начал разрабатываться
после Второй мировой... в США, инженерами Chevrolet. Но машину сочли
слишком маленькой для заокеанских покупателей, поэтому проект передали в
австралийское отделение General Motors, компанию Holden. Поступивший в
продажу в 1948 году шестицилиндровый седан стал первым массовым
автомобилем в истории Австралии.
А в 1953 году ему на замену пришел модернизированный вариант,
Holden FJ. Он был снабжен рядной «шестеркой» объемом 2,1 литра,
выдававшей 60 л.с. С мотором стыковалась механическая трехступенчатая
коробка передач с рычагом переключения на рулевой колонке. На то, чтобы
набрать 100 км/ч, у Холдена уходило 20 секунд. Максимальная скорость
составляла 134 км/ч.
Базовый седан стоил 2046 австралийских долларов. Кроме него
выпускались модификации «бизнес-седан», «специальный седан», фургон и
пикап, или, как его называют на родине, ют. Кроме того, на заводе было
построено 24 экспериментальных универсала. Всего с 1953-го по 1956 год,
когда производство FJ прекратилось, было выпущено 169969 машин.
Кстати, упомянутый в статье Рон Хэрроп в молодости собственноручно
тюнинговал Holden FJ и с успехом участвовал на нем в дрэг-рейсинге.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ // ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ |
АВТОМОБИЛЬ | Holden Efijy |
Тип | бензиновый, V-образный |
Расположение | спереди, продольно |
Система питания | распределенный впрыск с приводным объемным нагнетателем |
Число цилиндров/клапанов | 8/16 |
Рабочий объем, куб. см | 5967 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 101,6/92,0 |
Степень сжатия | 10,9 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 645/480/6400 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 775/4200 |
Коробка передач | автоматическая, 4-ступенчатая |
Привод | на задние колеса |
Передняя подвеска | независимая, пневматическая, на двойных поперечных рычагах, со стабилизатором |
Задняя подвеска | независимая, пневматическая, на двойных поперечных рычагах, со стабилизатором |
Передние шины | 255/35 ZR20 |
Задние шины | 285/30 ZR22 |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые, с шестипоршневыми суппортами |
диаметр дисков, мм | 381 |
Задние тормоза | дисковые, вентилируемые, с четырехпоршневыми суппортами |
диаметр дисков, мм | 381 |
Рулевое управление | реечное, с усилителем |
Кузов | купе, стеклопластиковые панели на стальной пространственной раме |
Длина/ширина/высота, мм | 5162/1999/1386 |
Колесная база, мм | 2946 |
Колея передняя/задняя, мм | 1640/1660 |